• ТЕМА: Звуки и буквы. Речь. Текст
  • Ход урока I . Организационный момент
  • II . Сообщение темы и цели урока
  • III . Чистописание
  • IV . Орфографическая разминка.
  • V . Систематизация и обобщение знаний
  • Работа по вариантам
  • Задания для успевающих детей.
  • Самостоятельная работа. 1 вариант
  • VI . Подведение итогов урока. Учитель.
  • VII . Домашнее задание Упражнение 5, с. 7. VIII . Рефлексия
  • ТЕМА; Гласные ударные и безударные Согласные звонкие и глухие Цель
  • Ход урока I . Организационный момент. * * *
  • II . Чистописание.
  • III . Орфографическая разминка.
  • IV . Актуализация знаний.
  • V . Сообщение темы и цели урока.
  • VI . Обобщение и систематизация знаний. Работа с учебником
  • Самостоятельная дифференцированная работа.
  • VII . Подведение итогов урока.
  • VIII . Домашнее задание. Работа по вариантам.



  • страница1/18
    Дата01.07.2018
    Размер3.36 Mb.

    Звуки и буквы. Речь. Текст


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    3 КЛАСС

    ТЕМА: Звуки и буквы. Речь. Текст

    ДАТА____________


    Цель: повторить и обобщить знания о письменной и устной речи, теме, построении и заглавии текста; актуализировать знания о звукобуквенной системе русского языка;

    развивать ин­терес учащихся к собственной речи, фонематический слух.
    Ход урока

    I. Организационный момент
    Создание эмоционального настроения.

    —Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно бу­дет сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства, желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода установится в душе каждого и согреет нас сво­им теплом.



    II. Сообщение темы и цели урока

    На доске записана пословица: «Повторенье — мать ученья».

    —Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.

    — Как вы думаете, почему мы начинаем урок с этой посло­вицы? (Ответы учеников.)

    Правильно, сегодня на уроке мы повторим то, что изучали на уроках русского языка во 2-м классе, поговорим о речи, о тексте, а также о звуках и буквах русского языка.

    — Для чего это нам нужно? (Ответы.)



    III.Чистописание

    к ккк ка ар ен

    календарь календарик календарный

    —Выделите в этих словах корень. Поставьте в них ударение. Подчеркните безударные гласные в корне.

    —Составьте и запишите предложение со словом «календарь».

    IV.Орфографическая разминка.

    Хоть этот день в к..л..ндаре

    Не отмечен красным цветом,

    Он самый первый в с..нтябре,

    И в школу все идут с букетом.

    —Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.



    V. Систематизация и обобщение знаний

    Работа с учебником (упр.1, стр.3)

    —Прочитайте стихотворение



    • Весёлое это стихотворение или грустное?

    • Почему ребятам грустно прощаться с летом?

    • Чем отличается день 1 сентября от других дней в году?

    • О какой телеграмме говориться в стихотворении «1 сентября»?

    • По какой примете мы узнаём, что лето закончилось?

    Работа по вариантам (устно).

    1 вариант

    • звукобуквенный анализ слова «друг»

    2 вариант

    • звукобуквенный анализ слова «речь»

    Проверка.

    • Итак, для чего человеку нужна речь?

    • Какая бывает речь?

    • Из чего состоит речь?

    Физкультминутка (Движения выполняются согласно тексту)

    Мы немного пописали. Поворачиваясь вправо,

    Наши пальчики устали. Оглядимся величаво.

    Наши пальчики встряхнем И налево надо тоже

    И писать опять начнем. Поглядеть из-под ладошек,

    Мы ладонь к глазам приставим, И направо! И еще

    Ноги крепкие расставим, Через левое плечо!

    Загадка

    Буквы-значки, как бойцы на параде,

    В строгом порядке построились в ряд.

    Каждый в условленном месте стоит,

    И называется все... (алфавит).


    • Что такое алфавит? Для чего его нужно знать?

    • Сколько всего букв в русском алфавите?

    • Кто сможет повторить алфавит?

    — Назовите буквы, которые служат для обозначения гласных звуков.

    • Сколько в алфавите букв, которые обозначают согласные звуки?

    • Какие буквы не назвали? Почему?

    — На какие группы можно разделить согласные звуки?
    Дополните предложения:

    Мы произносим и слышим... (звуки). Мы пишем, видим и читаем... (буквы).



    Работа в парах.

    Прочитайте четверостишия. Угадайте, о каких словах идет речь.




    Со звуком с я не вкусна,

    Но в пище каждому нужна.

    С м берегись меня, не то

    Я съем и платье, и пальто. (Соль моль.)
    Хоть и мала я, но взгляни:

    Весь мир в себе я отражаю.

    Но к на ц перемени —

    Я по болоту зашагаю. (Капля цапля.)

    • Запишите полученные пары слов. Подчеркните буквы, которыми различаются эти пары слов.

    • Дайте характеристику первому звуку в каждом слове. (Задание выполняется устно.) Проверка.

    • Задания для успевающих детей.

    • Прочитайте слова, обозначающие названия предметов. Составьте новые слова из первых букв этих слов. Запишите эти слова.

    • Уха, трава, роза, озеро. (Утро.)

    • Замок, арка, вода, трактор, рука, альбом, куст. (Завтрак.)

    • Роса, арбуз, нос, ель, цепочка. (Ранец.)

    • Шкаф, круг, остров, лыжи, астра. (Школа.)

    • Ухо, рама, окно, каша. (Урок.)

    • — На какую тему записаны слова?

    • Составьте с ними 3—4 предложения. Одно предложение запишите.

    • Самостоятельная работа.

    • 1 вариант — упражнение 4, с. 6.

    • Прочитайте. Выпишите в алфавитном порядке названия грибов, вставляя пропущенные буквы.

    • 2 вариант — прочитайте текст.

    • Была у Насти кукла. Настя звала куклу «дочка». Мама дала Насте для ее куклы все, что надо. Были у куклы ю..ки, ко..ты, платки, ч.лки, были, даже гребни, щетки, бусы. (Л. Толстой).

    • 3 вариант — Прочитайте стихотворение:

    • Что растет на нашей грядке? Для приправы и для проб.

    • Что растет на нашей грядке? Есть редиска и салат.

    • Огурцы, г..р..шек сла..кий, Наша грядка — просто клад.

    • П..мидоры и укроп (В. Коркин)

    • VI. Подведение итогов урока. Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Дополните предложения (устно).

    • Человек владеет... (речью). Речь нужна для того, чтобы... (общаться] с другими людьми. Она со­стоит из... (предложений). Речь бывает... (устная) и... (письменная).

    • — Чем отличается звук от буквы? (Ответы.)

    • VII.Домашнее задание

    • Упражнение 5, с. 7.

    • VIII.Рефлексия

    • Завершите фразы:
      Я могу похвалить себя за... Я не очень доволен собой, потому что...

    • Прочитайте слова, обозначающие названия предметов. Составьте новые слова из первых букв этих слов. Запишите эти слова.



    • Уха, трава, роза, озеро.

    • Замок, арка, вода, трактор, рука, альбом, куст.

    • Роса, арбуз, нос, ель, цепочка.

    • Шкаф, круг, остров, лыжи, астра.

    • Ухо, рама, окно, каша.

    • Прочитайте слова, обозначающие названия предметов. Составьте новые слова из первых букв этих слов. Запишите эти слова.



    • Уха, трава, роза, озеро.

    • Замок, арка, вода, трактор, рука, альбом, куст.

    • Роса, арбуз, нос, ель, цепочка.

    • Шкаф, круг, остров, лыжи, астра.

    • Ухо, рама, окно, каша.

    • 2 вариант — прочитайте текст.

    • Была у Насти кукла. Настя звала куклу «дочка». Мама дала Насте для ее куклы все, что надо. Были у куклы ю..ки, ко..ты, платки, ч.лки, были, даже гребни, щетки, бусы.



    • Выпишите в алфавитном порядке названия всех вещей, юл рые дала мама для Настиной куклы. Вставьте пропущенные буквы.

    • 2 вариант — прочитайте текст.

    • Была у Насти кукла. Настя звала куклу «дочка». Мама дала Насте для ее куклы все, что надо. Были у куклы ю..ки, ко..ты, платки, ч.лки, были, даже гребни, щетки, бусы.



    • Выпишите в алфавитном порядке названия всех вещей, юл рые дала мама для Настиной куклы. Вставьте пропущенные буквы.

    • 2 вариант — прочитайте текст.

    • Была у Насти кукла. Настя звала куклу «дочка». Мама дала Насте для ее куклы все, что надо. Были у куклы ю..ки, ко..ты, платки, ч.лки, были, даже гребни, щетки, бусы.



    • Выпишите в алфавитном порядке названия всех вещей, юл рые дала мама для Настиной куклы. Вставьте пропущенные буквы.

    • 2 вариант — прочитайте текст.

    • Была у Насти кукла. Настя звала куклу «дочка». Мама дала Насте для ее куклы все, что надо. Были у куклы ю..ки, ко..ты, платки, ч.лки, были, даже гребни, щетки, бусы.



    • Выпишите в алфавитном порядке названия всех вещей, юл рые дала мама для Настиной куклы. Вставьте пропущенные буквы.

    • 3 вариант — Прочитайте стихотворение:

    • Что растет на нашей грядке?

    • Для приправы и для проб.

    • Что растет на нашей грядке?

    • Есть редиска и салат.

    • Огурцы, г..р..шек сла..кий,

    • Наша грядка — просто клад.

    • П..мидоры и укроп (В. Коркин)



    • Выпишите в алфавитном порядке названия огородных растений, вставляя пропущенные буквы.

    • 3 вариант — Прочитайте стихотворение:

    • Что растет на нашей грядке?

    • Для приправы и для проб.

    • Что растет на нашей грядке?

    • Есть редиска и салат.

    • Огурцы, г..р..шек сла..кий,

    • Наша грядка — просто клад.

    • П..мидоры и укроп (В. Коркин)



    • Выпишите в алфавитном порядке названия огородных растений, вставляя пропущенные буквы.

    • 3 вариант — Прочитайте стихотворение:

    • Что растет на нашей грядке?

    • Для приправы и для проб.

    • Что растет на нашей грядке?

    • Есть редиска и салат.

    • Огурцы, г..р..шек сла..кий,

    • Наша грядка — просто клад.

    • П..мидоры и укроп (В. Коркин)



    • Выпишите в алфавитном порядке названия огородных растений, вставляя пропущенные буквы.

    • 3 вариант — Прочитайте стихотворение:

    • Что растет на нашей грядке?

    • Для приправы и для проб.

    • Что растет на нашей грядке?

    • Есть редиска и салат.

    • Огурцы, г..р..шек сла..кий,

    • Наша грядка — просто клад.

    • П..мидоры и укроп (В. Коркин)



    • Выпишите в алфавитном порядке названия огородных растений, вставляя пропущенные буквы.











    • ТЕМА;

    • Гласные ударные и безударные

    • Согласные звонкие и глухие

    • Цель: создать условия для развития у детей знания о звуках и бук­вах;

    • развивать умения правильного написания и осуществления проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова;

    • воспитывать уважение к языку

    • Ход урока

    • I. Организационный момент.

    • * * *

    • Прозвенел звонок для нас,

    • Все зашли спокойно в класс.

    • Встали все у парт красиво,

    • Поздоровались учтиво,

    • Тихо сели, спинки прямо.

    • Все с улыбкою вздохнем,

    • Наш урок теперь начнем.

    • II. Чистописание.

    • Лето, осень, весна.

    • Определите букву которую мы будем писать на ми­нутке чистописания: она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она нахо­дится? (В корне слова «осень».)

    • Сегодня мы будем писать букву «н». В слове «осень» она обо­значает непарный звонкий мягкий согласный звук [н'].

    • Посмотрите на запись. Определите порядок следования букв в данном ряду.

    • нб, не, нг, нд, нж

    • Строчная н чередуется с буквами, обозначающими звонк парные согласные звуки.

    • Напишите этот ряд букв в указанной последовательное до конца строки.

    • III.Орфографическая разминка.

    • Одуванчик з..л..той

    • Был кр.хивый, м..л..дой,

    • Не б..ялся никого,

    • Даже ветра самого!

    • Что общего в выделенных словах? Определите пропущенные орфограммы. Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Не боялся). На доске записано: «В..сна кр.сна цв..тами, ос.нь пл..дами, а з..ма сн..гами».

    • Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Выполните звукобуквенный разбор слова «осень».

    • IV.Актуализация знаний.

    • На доске написаны слова: з..ма, тра..ка, моро.., с..сна, ду..ки, г..ра.

    • - Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. Слова для ответа сгруппируйте.

    • Какие слова можно отнести к первой группе? (Зима, сосна, гора).

    • По какому признаку их объединили в группу? (Это слова на правописание безударной гласной в корне слова.)

    • Какие слова можно отнести ко второй группе? (Травка, мороз, дубки.)

    • По какому признаку их сгруппировали? (Это слова на правописание парных согласных в корне слова.)

    • Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова? (Ответы.)

    • Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной в корне слова? (Ответы.)

    • - Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите к ним проверочные слова. Образец: зимы — зима.

    • V. Сообщение темы и цели урока.

    • - Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке?

    • — Для чего нам это нужно? (Ответы.)

    • VI. Обобщение и систематизация знаний.

    • Работа с учебником (упражнение 6, с, 7).

    • - Прочитайте упражнение. В выделенных словах назовите буквы и произнесите звуки, которые этими буквами обозначены.

    • Вспомните правило (с. 7).

    • Работа по вариантам.

    • 1 вариант —упражнение 7, с. 8 (воспитательный момент).

    • 2 вариант — спишите, вставляя пропущенные буквы; на­пишите проверочные слова.

    • Дроз(д, т), лоша(д, т)ь, голу(п, б)ь, но(ж, ш)ка, ры(б, п)ка.

    • (От каждого варианта у доски работают по одному человеку.)

    • Взаимопроверка. Проверка. Вывод.

    • — Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании пар­ных согласных в корне слова? (Ответы.) Приведите примеры.

    • Физкультминутка.

    • Упражнения выполняются согласно тексту.
      Мы топаем ногами, Мы топаем ногами,

    • Мы хлопаем руками, Мы хлопаем руками,

    • Киваем головой. Киваем головой.

    • Мы руки поднимаем Мы руки разведем

    • И кружиться начинаем. И побежим кругом.

    • - Ребята, давайте вспомним, какие гласные буквы вы знаете.

    • — С чего нужно начинать, чтобы правильно написать букву без ударения? (Поставитьударение.) Учитель открывает опорную схему:

    • Один.

    • Много.

    • Маленький.

    • Большой.

    • Назови ласково.

    • Поставив ударение, мы сразу увидим, какой гласный безудар­ный. А что следует сделать потом? (Подобрать проверочное слово.)
      Вспомним некоторые способы подбора проверочных слов.
      На доске вывешивается соответствующая схема:
      Один — много. Волна — волны.

    • Много — один. Паруса — парус.

    • Большой — маленький. Ковёр — коврик.

    • Маленький — большой. Площадка — площадь.

    • Назови ласково. Зима — зимушка.

    • Работа с учебником.

    • Прочитайте правило на с. 9.

    • Приведите собственные примеры проверки безударных гласных в корне слова.

    • Работа в парах.

    • Найдите ошибки в словах, исправьте их, объясните друг другу написание.

    • Здесь жывет леса. Ее нара в лису.

    • — Какие ошибки исправили? Почему? (Ответы.)

    • Запишите исправленные предложения в тетрадях. Подчеркните безударные гласные.

    • Самостоятельная дифференцированная работа.

    • 1) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.

    • В с..ду гр..чи все б..резы застроили гнездами. На иных ветках прямо гн..здо к гн..зду. Гр..чи чуть-чуть друг друга хв..стами не задевают. Они сидят спокойно и не ссорятся.

    • 2) Из слов каждого ряда составьте и запишите предложение.
      Снежная, пришла, зима.

    • Лежит, пушистый, кругом, снег.

    • Голоса, во, слышны, дворах, детей.

    • Зиме, рады, ребята.

    • Найдите в полученном тексте 3—4 слова, в которых нужно проверить безударную гласную. Поставьте в этих словах ударе­ние. Подчеркните гласную.

    • 3) Напишите ответы на вопросы, используя слова в скобках.
      Где отдыхают ребята летом? (Д..ревня.)

    • Где они купаются? (Р..ка.)

    • Что собирают дети в л..су? (Гр..бы, цв..ты, яг..ды.)

    • Подчеркните в предложениях слова, в которых нужно про­верить безударную гласную.

    • VII. Подведение итогов урока.

    • - Как проверить правописание парных согласных в словах?

    • Как проверить написание безударных гласных в словах?

    • Какие способы проверки вы знаете?

    • VIII.Домашнее задание.
      Работа по вариантам.

    • 1 вариант (упражнение 9, с. 9).

    • 2 вариант (упражнение 10, с. 10).

    • IX. Рефлексия.

    • - Отметьте при помощи кружков то отношение к уро­ку, которое у вас сформировалось.

    • Дети подходят к доске, на которой размещена таблица, и при­крепляют кружки к соответствующей записи:

    • Было интересно.

    • Было трудно.

    • Узнал(а) много нового.











      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Звуки и буквы. Речь. Текст