Скачать 38.41 Kb.


Дата29.09.2017
Размер38.41 Kb.

Скачать 38.41 Kb.

«Звуковедение, как средство передачи художественного образа в произведениях для детского хора»



Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №13 (т)»

Методическое сообщение на тему:

«Звуковедение, как средство передачи художественного образа

в произведениях для детского хора»

Выполнила преподаватель хора

высшей квалификационной категории

Габуева Гульнара Ренатовна

г.Набережные Челны

2013 год


1.Процесс вокально-хорового воспитания и обучения очень многогранен. Выразительное, художественное исполнение требует прочного владения вокально-хоровыми навыками, которые являются базой, основой хоровой культуры.

В хоровом искусстве одним из средств правдивой передачи чувств, мысли и художественного образа заложенных в произведении является характер звуковедения. Характер же звуковедения целиком зависит от содержания произведения. В одних сочинениях может использоваться только один какой-либо прием звуковедения, например: нон легато, в других – несколько различных приемов. Но любой способ звуковедения неразрывно связан с определенными певческими навыками:



  1. Певческое дыхание

  2. Атака звука.

  3. Произношение согласных и гласных в хоровом пении.

2. Для достижения наилучшего звучания голоса необходимо направление внимания ученика при пении на его внутренние ощущения. Исполнение на основе постоянного самоконтроля.

В хоровой практике часто наблюдается беспорядочное дыхание, вследствие того, что певцы плохо следят за собой, не заботясь о равномерном распределении дыхания на всю музыкальную фразу. Нарушается протяженность звучания, появляются звуковые провалы. Если певец будет петь отрывисто/стаккато/ или протяжно /легато/, то характер вдоха и фонационного выдоха будет соответственно меняться.

Использование приема цепного дыхания дает возможность добиться беспрерывности и протяжности общего звучания хора. Для выработки навыка цепного дыхания используются упражнения.

Основные правили при выработке навыка цепного дыхания в хоре:



  1. Не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом.

  2. Не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот.

  3. Дыхание брать незаметно и быстро.

  4. Вливаться в общее звучание хор без толчков, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т.е. без «подъезда» и в соответствии с нюансом данного места.

  5. Чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

С понятием «звуковедение» связано понятие «атаки звука». «Атака звука» - начальный момент взаимодействия голосовых складок и дыхания. При голосообразовании с любой атаки (они бывают разных видов) звук начинается от первого толчка сжатого подсвязочного воздуха, прорывающегося при раздвижении предварительного сомкнутых (или сближенных) голосовых складок. В самый момент полного смыкания (или сближения) никакого звука образовываться не может.

Основных типов атаки звука – два: «твердая» и «мягкая». Но, как известно, понимание твердости или мягкости может иметь различные степени сравнения, поэтому условно можно выделить 4 вида атаки:

1.Очень твердая (взрывная)

2. Твердая.

3. Мягкая.

4. Очень мягкая (придыхательная).

После атаки звук может быть коротким или продолжительным. Следование нескольких коротких звуков подряд сопряжено каждый раз с возобновлением атаки. Такое исполнение лежит в основе звуковедения «стаккато», в отличие от «легато», которое характеризует связное пропевание звуков, следующих один за другим.

Как стаккато, так и легато может иметь различную степень легкости, плотности и продолжительности.

Легкое, короткое стаккато может перейти в жесткое, акцентированное или остаться мягким, но стать более продолжительным, что обычно называют «нон легато».

Легкое легато может перейти в более плотное, с различной степенью подчеркивания звука, в так называемое маркато.

Каждый способ звуковедения начинается с определенной атаки звука. Уже одно намерение спеть легато, стаккато или маркато подсознательно настраивает гортань певца на тот или иной режим работы соответствующим приведением голосовых складок: легкое стаккато связано с представлением об очень осторожном начале и ведении звука, напротив, всякое акцентирование , пение. Маркато или плотное легато вызывает представление о более смелом приступе звука и перенесении его с одной высоты на другую.

Таким образом, каждый способ звуковедения невольно порождает соответствующую атаку звука, т. е. влияет на регистровый настрой гортани, а следовательно, меняет тембровое звучание голоса.



  1. При исполнении хором каждого способа звуковедения необходимо учитывать особенности произношения согласных и гласных в хоровом пении. К примеру, с целью обеспечения непрерывности звучания мелодии, кантилены, согласные не должны замыкать звук.

Для этого необходимо соблюдать очень важное правило: согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем создавая условия для максимального распевания гласных. Например, первую фразу хора В.Калинникова «Жаворонок» на слова В.Жуковского «На солн-це тем-ный лес зар-дел…» следует исполнять так: «На со-л/нце/ те- мны-йле-сза-рдел…»

Одинаковы гласные, встречающиеся в конце одного и в начале другого слова произносяться ясно и четко; ударные слова в фразах и ударные слоги в словах поются несколько громче, чем безударные, особенно мягко должны звучать безударные окончания слов; слова в пении надо произносить в соответствии с общепринятым литературным произношением, а не их правописанием. Например: солнце – «сонце», грустно – «грусно», счастье – «щщастье» и др.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


«Звуковедение, как средство передачи художественного образа в произведениях для детского хора»

Скачать 38.41 Kb.